ЗИУ-9 В ВЕНГРИИ
Добавлено: 28 янв 2013, 01:02
Предлагаю перевод статьи с венгерского сайта http://villamosok.hu/troli/ziu9/ziu9_en.html
Автор - Золтан Адам Немет.
Примечания к переводу: статья датирована 2003 годом и данные о количестве и состоянии троллейбусов и маршрутов, соответственно, приведены на тот период. На месте соответствующих таблц и фотографий указание с переводом подписей к фотографиям.
Из-за большого объёма статьи размещаю её в нескольких сообщениях.
ЗИУ-9 В БУДАПЕШТЕ
Фото: первые два ЗИУ-9 поступили в 1975 году – 800 и 801.
После решения городского совета 1974 года о сохранении троллейбусного движения было построено два прототипа троллейбусов Икарус: сочленённый с бортовым номером 100 и одиночный 600. Эти троллейбусы работали без больших проблем, однако городской совет также рассматривал варианты приобретения троллейбусов в странах СЭВ. В эти годы на заводе имени Урицкого в Советском Союзе начался массовый выпуск троллейбусов типа ЗИУ-9, более удачных, чем ЗИУ-5. Завод был не только способен производить несколько сотен троллейбусов ежегодно, цена этих троллейбусов была также значительно ниже, чем собственно изготовленных одиночных Икарусов с советским электрооборудованием.
Первые два троллейбуса ЗИУ-9 для Будапешта были изготовлены в 1975 году и приняты на баланс 31 октября 1975 года под номерами 800-801. С 1975 по 1982 год Будапештская транспортная компания (БКВ) приобрела всего172 троллейбуса ЗИУ-9. Самый последний троллейбус из Советского Союза (972) был уникального типа.
[таблица поступления троллейбусов в БКВ]
Партии, поступавшие в разные годы, имели незначительные различия, так как завод модернизировал свою продукцию. Такие изменения были представлены в партиях 1977 и 1982 года. БКВ, проводя первую реконструкцию троллейбусов в 80-е годы, унифицировала и модернизировала троллейбусы, частично используя венгерские запасные части вместо оригинальных. О технических деталях и модернизации можно прочитать чуть далее.
Новые троллейбусы в 80-е годы работали на маршрутах 70, 72, 73, 74, 76, 77, 78, 82, 83, а также на маршруте 79 совместно с сочленёнными троллейбусами. С уменьшением парка и поступлением новых троллейбусов Икарус-Ганц и Кипе в 90-е годы одиночные троллейбусы работали только на маршрутах в центре города (70, 73, 74, 74А, 76, 78). В 2003 году они работали на маршрутах 73, 74, 74А, 76 и по рабочим дням на 78.
Списание ЗИУ-9 началось в 1884 году и продолжается по настоящее время (2003 год). Эти троллейбусы работают сейчас значительно дольше их предназначенного срока эксплуатации , в 2003 году самый старый троллейбус (882) достиг возраста 26 лет.
[таблица списания троллейбусов 1984-2003]
Примечания к таблице:
В 2003 году в эксплуатации было 50 линейных троллейбусов и 2 учебных.
В 1984 году 3 троллейбуса были проданы в Сегед.
В 1988 году 3 троллейбуса были проданы в Дебрецен.
Фотографии.
Фото 1: Новый 808 на Városliget (City-park). На серии 1976 года были боковые габаритные огни спереди и сзади.
Фото 2: 853, поступивший в 1976 году, вид сзади. В то время задний указатель маршрута размещался в предназначенном для него окошке над задними окнами. Штангоуловители не использовались почти сразу же после запуска в работу троллейбусов.
Фото 3: 875 на 72 маршруте, возможно, сразу после его поступления, на только что открытой линии по улице Гермина. На его борту текст, посвящённый 32-й годовщине освобождения 1945 года. Похоже, что его так быстро выпустили на линию, что даже не оборудовали надлежащими указателями маршрута. Первая партия 1977 года имела квадратные фары, остальная – круглые, как на фото.
Фото 4: Троллейбус 880 1977 года на мосту Фердинанда. Боковых габаритных огней уже нет. В то время не только борта, но и ступицы колёс красили красным.
Фото 5: 908 и 910, приобретённые в 1979 году. Некоторое время они работали на 81 маршруте, открытом в том же году.
Фото 6: Интерьер 820, 80-е годы.
Фото 7: 877 сзади, середина 80-х. После начала ремонтных работ вместо оригинальных сзади устанавливали фонари от Икаруса.
Фото 8: 860 в депо. Во второй половине 80-х он был первым транспортным средством БКВ с рекламой на борту. В это время проводились ремонтные работы, при которых передние фары заменялись круглыми от Икарусов. Вместе с этим также меняли некоторое оборудование на детали от Икарусов.
Фото 9: Троллейбус 970 на улице Иштван в 90-е годы. В то время реклама размещалась почти на каждой части троллейбуса.
Фото 10: 933 в 199 году на конечной остановке на улице Бетлен Габор.
Фото 11: Самый старый троллейбус в 2003 году: 882, приобретённый в 1977, на конечной маршрута 74А улица Мексико. Большая часть троллейбусов, которые работают сегодня, отреставрирована в конце 90-х годов при помощи Экологического фонда (троллейбусы прошли третий капитальный ремонт). Благодаря этому всё ещё сохраняется троллейбусное движение в центре города.
Фото 12: Троллейбус 953 в депо, 2003 год. Капитальный ремонт ЗИУ предполагалось закончить в 2001 году, но из-за задержек в поступлении новых троллейбусов, БКВ до сих пор эксплуатирует троллейбусы, прошедшие капитальный ремонт ещё в начале 90-х годов. Состояние их весьма потёртое, однако, эти троллейбусы зачастую гораздо легче в управлении.
ПОСЛЕДНИЙ (ЗИУ-9В) ТРОЛЛЕЙБУС : 972
После поступления последней партии в 1982 году, в 1984 году БКВ был куплен последний троллейбус, получивший номер 972. Однако, этот троллейбус отличался тем, что его электрооборудование было изменено по сравнению с оригинальным троллейбусов ЗИУ-9Б. У него стоял мощный 150 кВт мотор. Он был приобретен с экспериментальной целью, потому что в то время БКВ серьёзно задумывало электрифицировать автобусные линии в холмистую Буду. Неудобство конструкции троллейбусов ЗИУ-9 в том, что у них три вспомогательных мотора для привода генератора, компрессора и гидроусилителя. В этом ЗИУ-9В они работали от одного мотора через клиновые ремни. Также был изменен реостатный тормоз: оригинальный двухпозиционный тормоз (который регулировался только контакторами) был заменён более мощным, в работе которого был ещё задействован и групповой реостатный контроллер. Позже подобное оборудование было установлено на сочленённый Икарус-280 № 199, а также на ЗИУ-9 № 9-139 в Сегеде. Везде испытания дали плохой результат: из-за сбоев реостатной цепи троллейбусы имели неконтролируемое замедление с блокированием тормозов.
Так как тестовые испытания продлились дольше, чем ожидалось, троллейбус не работал более года после приобретения. Наконец, по сведениям некоторых источников, он был запущен в работу в 1984 году после замены электрооборудования и электродвигателя от стандартного ЗИУ-9. Сегодня нет никаких признаков удивительной жизни этого троллейбуса.
Фото 1: 972 на линии приблизительно в 1985 году на 83 маршруте, улица Кёзроктар.
Фото 2: 972, свежепокрашенный после ремонта, 1999 год.
ТРОЛЛЕЙБУСЫ ЗИУ-9 БЕЗ МЕХАНИЧЕСКОГО РУЧНОГО ТОРМОЗА
Два троллейбуса (886 и 930) сильно погорели в 80-е годы, после чего были восстановлены. При ремонте пневматическая система этих троллейбусов была изменена так, что вместо механического ручного тормоза они были оборудованы пневматическим парковочным тормозом с пружинными энергоаккумуляторами (как на автобусах и троллейбусах Икарус). Эти троллейбусы имели трехпанельную приборную доску типа Икарус-200, так иногда водители испытывали затруднение в поиске различных переключателей и кнопок. Педали оставили по обе стороны от руля (как на всех русских троллейбусах), но была установлена педаль тормоза от Икаруса. По описаниям водителей, 886 имел самые удобные педали из всех троллейбусов парка: так, на обычном ЗИУ часто почти невозможно остановиться плавно из-за тугой педали, на 886 же пневматическое давление тормозов можно было регулировать максимально мягко.
Оба троллейбуса были списаны в 2003 году.
Фото 1: 886 после ремонта 1995 года на конечной маршрута 73 улица Аррани Яноша.
Фото 2: 933 на улице Гарай, конечной 78 маршрута. Троллейбус прошёл ремонт в 1994 году, фото сделано вскоре после ремонта.
Автор - Золтан Адам Немет.
Примечания к переводу: статья датирована 2003 годом и данные о количестве и состоянии троллейбусов и маршрутов, соответственно, приведены на тот период. На месте соответствующих таблц и фотографий указание с переводом подписей к фотографиям.
Из-за большого объёма статьи размещаю её в нескольких сообщениях.
ЗИУ-9 В БУДАПЕШТЕ
Фото: первые два ЗИУ-9 поступили в 1975 году – 800 и 801.
После решения городского совета 1974 года о сохранении троллейбусного движения было построено два прототипа троллейбусов Икарус: сочленённый с бортовым номером 100 и одиночный 600. Эти троллейбусы работали без больших проблем, однако городской совет также рассматривал варианты приобретения троллейбусов в странах СЭВ. В эти годы на заводе имени Урицкого в Советском Союзе начался массовый выпуск троллейбусов типа ЗИУ-9, более удачных, чем ЗИУ-5. Завод был не только способен производить несколько сотен троллейбусов ежегодно, цена этих троллейбусов была также значительно ниже, чем собственно изготовленных одиночных Икарусов с советским электрооборудованием.
Первые два троллейбуса ЗИУ-9 для Будапешта были изготовлены в 1975 году и приняты на баланс 31 октября 1975 года под номерами 800-801. С 1975 по 1982 год Будапештская транспортная компания (БКВ) приобрела всего172 троллейбуса ЗИУ-9. Самый последний троллейбус из Советского Союза (972) был уникального типа.
[таблица поступления троллейбусов в БКВ]
Партии, поступавшие в разные годы, имели незначительные различия, так как завод модернизировал свою продукцию. Такие изменения были представлены в партиях 1977 и 1982 года. БКВ, проводя первую реконструкцию троллейбусов в 80-е годы, унифицировала и модернизировала троллейбусы, частично используя венгерские запасные части вместо оригинальных. О технических деталях и модернизации можно прочитать чуть далее.
Новые троллейбусы в 80-е годы работали на маршрутах 70, 72, 73, 74, 76, 77, 78, 82, 83, а также на маршруте 79 совместно с сочленёнными троллейбусами. С уменьшением парка и поступлением новых троллейбусов Икарус-Ганц и Кипе в 90-е годы одиночные троллейбусы работали только на маршрутах в центре города (70, 73, 74, 74А, 76, 78). В 2003 году они работали на маршрутах 73, 74, 74А, 76 и по рабочим дням на 78.
Списание ЗИУ-9 началось в 1884 году и продолжается по настоящее время (2003 год). Эти троллейбусы работают сейчас значительно дольше их предназначенного срока эксплуатации , в 2003 году самый старый троллейбус (882) достиг возраста 26 лет.
[таблица списания троллейбусов 1984-2003]
Примечания к таблице:
В 2003 году в эксплуатации было 50 линейных троллейбусов и 2 учебных.
В 1984 году 3 троллейбуса были проданы в Сегед.
В 1988 году 3 троллейбуса были проданы в Дебрецен.
Фотографии.
Фото 1: Новый 808 на Városliget (City-park). На серии 1976 года были боковые габаритные огни спереди и сзади.
Фото 2: 853, поступивший в 1976 году, вид сзади. В то время задний указатель маршрута размещался в предназначенном для него окошке над задними окнами. Штангоуловители не использовались почти сразу же после запуска в работу троллейбусов.
Фото 3: 875 на 72 маршруте, возможно, сразу после его поступления, на только что открытой линии по улице Гермина. На его борту текст, посвящённый 32-й годовщине освобождения 1945 года. Похоже, что его так быстро выпустили на линию, что даже не оборудовали надлежащими указателями маршрута. Первая партия 1977 года имела квадратные фары, остальная – круглые, как на фото.
Фото 4: Троллейбус 880 1977 года на мосту Фердинанда. Боковых габаритных огней уже нет. В то время не только борта, но и ступицы колёс красили красным.
Фото 5: 908 и 910, приобретённые в 1979 году. Некоторое время они работали на 81 маршруте, открытом в том же году.
Фото 6: Интерьер 820, 80-е годы.
Фото 7: 877 сзади, середина 80-х. После начала ремонтных работ вместо оригинальных сзади устанавливали фонари от Икаруса.
Фото 8: 860 в депо. Во второй половине 80-х он был первым транспортным средством БКВ с рекламой на борту. В это время проводились ремонтные работы, при которых передние фары заменялись круглыми от Икарусов. Вместе с этим также меняли некоторое оборудование на детали от Икарусов.
Фото 9: Троллейбус 970 на улице Иштван в 90-е годы. В то время реклама размещалась почти на каждой части троллейбуса.
Фото 10: 933 в 199 году на конечной остановке на улице Бетлен Габор.
Фото 11: Самый старый троллейбус в 2003 году: 882, приобретённый в 1977, на конечной маршрута 74А улица Мексико. Большая часть троллейбусов, которые работают сегодня, отреставрирована в конце 90-х годов при помощи Экологического фонда (троллейбусы прошли третий капитальный ремонт). Благодаря этому всё ещё сохраняется троллейбусное движение в центре города.
Фото 12: Троллейбус 953 в депо, 2003 год. Капитальный ремонт ЗИУ предполагалось закончить в 2001 году, но из-за задержек в поступлении новых троллейбусов, БКВ до сих пор эксплуатирует троллейбусы, прошедшие капитальный ремонт ещё в начале 90-х годов. Состояние их весьма потёртое, однако, эти троллейбусы зачастую гораздо легче в управлении.
ПОСЛЕДНИЙ (ЗИУ-9В) ТРОЛЛЕЙБУС : 972
После поступления последней партии в 1982 году, в 1984 году БКВ был куплен последний троллейбус, получивший номер 972. Однако, этот троллейбус отличался тем, что его электрооборудование было изменено по сравнению с оригинальным троллейбусов ЗИУ-9Б. У него стоял мощный 150 кВт мотор. Он был приобретен с экспериментальной целью, потому что в то время БКВ серьёзно задумывало электрифицировать автобусные линии в холмистую Буду. Неудобство конструкции троллейбусов ЗИУ-9 в том, что у них три вспомогательных мотора для привода генератора, компрессора и гидроусилителя. В этом ЗИУ-9В они работали от одного мотора через клиновые ремни. Также был изменен реостатный тормоз: оригинальный двухпозиционный тормоз (который регулировался только контакторами) был заменён более мощным, в работе которого был ещё задействован и групповой реостатный контроллер. Позже подобное оборудование было установлено на сочленённый Икарус-280 № 199, а также на ЗИУ-9 № 9-139 в Сегеде. Везде испытания дали плохой результат: из-за сбоев реостатной цепи троллейбусы имели неконтролируемое замедление с блокированием тормозов.
Так как тестовые испытания продлились дольше, чем ожидалось, троллейбус не работал более года после приобретения. Наконец, по сведениям некоторых источников, он был запущен в работу в 1984 году после замены электрооборудования и электродвигателя от стандартного ЗИУ-9. Сегодня нет никаких признаков удивительной жизни этого троллейбуса.
Фото 1: 972 на линии приблизительно в 1985 году на 83 маршруте, улица Кёзроктар.
Фото 2: 972, свежепокрашенный после ремонта, 1999 год.
ТРОЛЛЕЙБУСЫ ЗИУ-9 БЕЗ МЕХАНИЧЕСКОГО РУЧНОГО ТОРМОЗА
Два троллейбуса (886 и 930) сильно погорели в 80-е годы, после чего были восстановлены. При ремонте пневматическая система этих троллейбусов была изменена так, что вместо механического ручного тормоза они были оборудованы пневматическим парковочным тормозом с пружинными энергоаккумуляторами (как на автобусах и троллейбусах Икарус). Эти троллейбусы имели трехпанельную приборную доску типа Икарус-200, так иногда водители испытывали затруднение в поиске различных переключателей и кнопок. Педали оставили по обе стороны от руля (как на всех русских троллейбусах), но была установлена педаль тормоза от Икаруса. По описаниям водителей, 886 имел самые удобные педали из всех троллейбусов парка: так, на обычном ЗИУ часто почти невозможно остановиться плавно из-за тугой педали, на 886 же пневматическое давление тормозов можно было регулировать максимально мягко.
Оба троллейбуса были списаны в 2003 году.
Фото 1: 886 после ремонта 1995 года на конечной маршрута 73 улица Аррани Яноша.
Фото 2: 933 на улице Гарай, конечной 78 маршрута. Троллейбус прошёл ремонт в 1994 году, фото сделано вскоре после ремонта.