Татра-Т3SU - изменения деталей во времени.

Михаил (FanTrans)
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 12:13

Сообщение Михаил (FanTrans) » 09 янв 2011, 12:53

Не могу найти, обсуждались ли изменения сидений?
В общем, хотелось бы разобраться в том, в какие годы какие ставились на Татры сидения

Дмитрий Иванов
Сообщения: 343
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 12:13
Откуда: Владикавказ/Псков/Самара
Контактная информация:

Сообщение Дмитрий Иванов » 09 янв 2011, 13:24

Михаил (FanTrans) пишет:хотелось бы разобраться в том, в какие годы какие ставились на Татры сидения
Изначально ставились мягкие диваны, потом пластиковые "унитазы" и под конец, если не ошибаюсь, мягкие сидения как у Т6В5

AlexSan
Сообщения: 1260
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 12:13
Откуда: Одесса
Контактная информация:

Сообщение AlexSan » 09 янв 2011, 13:33

"Унитазы" появились в 1966 году, очевидно, по заказу. Одесса, вагоны 3021-3050.

betakaroten
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 05 дек 2009, 14:10
Откуда: Praha / Прага / Prague / Prag

Сообщение betakaroten » 09 янв 2011, 14:25

Стеклопластиковые сидения появились в 1963 году, с целю применения современных материалов и упрощения заводской работы. Первые испыталися на переоборудованом пражском прототипе 6101 (три разные модели сидений в трех цветах - красные, серые и желтые - в компоновке 1+1), затем на московском вагоне 512 (компоновка 1+2) и пражском 6303 (1+1). У этих трех вагонов были сидения без вырезов. Серийный выпуск "унитазов" (с вырезами) начался в 1964 году - например, пражские вагоны с № 6328. Разные серии сидений отличаются шириной вырезов и цветами (серые, красные, розовые, желтые).
Мягкие сидения "как у Т6" появилися наверное в 1976 г. у вагонов T5B6 (судя по тому, что сейчас у этого вагона сидения похоже по форме, но жесткие). Что касается Т3, то их ставили исключительно на экспортные вагоны - у чешских были до 1989 г. стеклопластиковые.

Получается хронология:
(1960 - прототип - мягкие кресла, дальше не выпускалися)
1962-1963 - мягкие
1963-? - совмещенно мягкие и стеклопластиковые
(?-? - только стеклопластиковые?)
?-1989 - совмещенно стеклопластиковые и "мягкие-II"

Михаил (FanTrans)
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 12:13

Сообщение Михаил (FanTrans) » 09 янв 2011, 14:34

А красные и серые стеклопластиковые сидения везде ставили в случайном порядке? Были ли вагоны с "рождения" с сидениями одного цвета? Были ли вагоны с "осмысленным" расположением разноцветных сидений? Были ли в СССР вагоны с жёлтыми и розовыми сидениями?

betakaroten
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 05 дек 2009, 14:10
Откуда: Praha / Прага / Prague / Prag

Сообщение betakaroten » 09 янв 2011, 14:57

Расположение разноцветных сидений с завода не было случайное, а в основном "зигзаг", т.е. чётные сидения одного цвета, нечётные - другого. Вагонов с всеми сидениями одного двета наверное было (например, Tatra K1 - http://transphoto.ru/photo/251851/ ).
Что касается комбинации цветов, то у Т3 типично красные+серые, у некоторых К2 и Т4 так же красные+желтые. Редкий вариант розовые+серые видел только у нескольких вагонов в Праге, но сейчас их уже нет.

Аватара пользователя
Александр Колесников
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 12:13
Откуда: Тула/Москва
Контактная информация:

Сообщение Александр Колесников » 11 янв 2011, 14:19

В Тулу вагоны первой партии 1965 года пришли с "унитазами", потом были диваны (1966?-67 гг.), потом до 1986 г. вновь "унитазы". Судя по московским вагонам, мягкие сиденья - диваны поставлялись по 1981 г. включительно, далее ставили "как у Т6". В Тулу попал московский вагон № 1474 (1420) 1980 г.в. с сиденьями "Т6", но я не уверен, что их не поставили вместо диванов при ремонте на ТРЗ. Пластиковые же были красные и серые, изредка попадались явно переставленные с более ранних вагонов розовые (в раннем детстве всегда стремился усесться именно на такое :D ) и совсем исчезающе редко - желтые (видимо, от К2). По величине вырезов я насчитал 3 разновидности (чем старше вагон - тем меньше вырезы). Схема окраски "унитазов" в вагонах трехрядной компоновки была "зигзагом" (на песочницах - серые, дальше в шахматном порядке), а партия 1986 года в Туле имела однотонные сиденья (вагоны 438, 440, 442, 444, 446 с красными сиденьями, 5, 6, 9, 15, 435-437, 439, 441, 443, 445 - с серыми).
Таким образом: катинка получается следующая:
17. СИДЕНИЯ:
17.1. Мягкие "диваны" (1963-1981);
17.2. Мягкие "Т6" (1982-1987);
17.3. Пластиковые с малым вырезом - серые, желтые, розовые (1964-1968??);
17.4. Пластиковые со средним вырезом - серые, красные (1969?-1973?);
17.5. Пластиковые с большим вырезом - серые, красные (1974?-1987).
Подойдет так? :wink:

Аватара пользователя
ViktorRy
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 31 мар 2009, 14:15
Откуда: Самара

Сообщение ViktorRy » 11 янв 2011, 16:02

По-моему, хорошо.

Предлагаю дополнить пункт А.1. про кол-во дверей, н-р, так:

1.1. Двухдверный: http://transphoto.ru/photo/326834/ (1963 - 1976/165067, Владикавказ);
1.2. Трёхдверный: http://transphoto.ru/photo/135635/ (1976/165068, Рига - 1976/165227, Пятигорск);
1.3. Двухдверный: (1977/165801, Барнаул - 1977/166145, Екатеринбург);
1.4. Трёхдверный: (1977/166146, Днепропетровск - 1987);

См.: http://forum.tr.ru/read.php?1,923302,923820#msg-923820

betakaroten
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 05 дек 2009, 14:10
Откуда: Praha / Прага / Prague / Prag

Сообщение betakaroten » 11 янв 2011, 21:23

Александр Колесников пишет:(...)
17.3. Пластиковые с малым вырезом - серые, желтые, розовые (1964-1968??);
17.4. Пластиковые со средним вырезом - серые, красные (1969?-1973?);
17.5. Пластиковые с большим вырезом - серые, красные (1974?-1987).
(...)
Хорошо бы фотографии :) я помню три основные варианты вырезов так:
- вырез широкий, находится выше чем остальные варианты ( http://transphoto.ru/photo/251851/ ) - кажется, очень старый вариант; помню такие сидения в розовом цвете
- вырез узкий, примерно эллиптической формы
- вырез средний, овальной формы, верхняя и нижняя линия строго параллельные ( http://transphoto.ru/photo/356076/ )

AlexSan
Сообщения: 1260
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 12:13
Откуда: Одесса
Контактная информация:

Сообщение AlexSan » 11 янв 2011, 21:45

http://transphoto.ru/photo/60628/
http://transphoto.ru/photo/346663/
http://transphoto.ru/photo/312414/

Сиденья с тремя круглыми вырезами - ?? Не могу сказать, что они распространены, но навскидку - три вагона с фотографиями салонов нашёл.
Последний раз редактировалось AlexSan 11 янв 2011, 22:39, всего редактировалось 1 раз.

betakaroten
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 05 дек 2009, 14:10
Откуда: Praha / Прага / Prague / Prag

Сообщение betakaroten » 11 янв 2011, 22:37

розовое сидение = вариант с узким эллиптическим вырезом
Сиденья с тремя круглыми вырезами - ??
Писсуар? :) Никогда такие не видел. Может быть производство не чешское.

Аватара пользователя
Александр Колесников
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 12:13
Откуда: Тула/Москва
Контактная информация:

Сообщение Александр Колесников » 11 янв 2011, 22:42

http://transphoto.ru/photo/312414/ - здесь как раз видно розовое с "эллипсом".
С тремя дырками кроме как на одесских фотографиях не видел. Может, это какая-то местная переделка из сидений без дырок? Сидение с высоко расположенной дыркой (как на К1 http://transphoto.ru/photo/251851/) в Туле видел только на одном вагоне, и то явно не его. Надо будет подумать, откуда оно вообще у нас взялось.
А вот два сиденья с "параллельным" вырезом разной величины (на фото слева: http://transphoto.ru/photo/271883/).
Еще менялись тумбочки для одиночных сидений - с 1981 (?) года под сиденьями увеличен воздуховод, открывающийся в салон тремя щелями: http://transphoto.ru/photo/239895/, до того сиденье практически вплотную "сидело" на тумбочке: http://transphoto.ru/photo/173420/.
Последний раз редактировалось Александр Колесников 11 янв 2011, 22:45, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Александр Колесников
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 12:13
Откуда: Тула/Москва
Контактная информация:

Сообщение Александр Колесников » 11 янв 2011, 22:44

В четыре руки пишем. :D

betakaroten
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 05 дек 2009, 14:10
Откуда: Praha / Прага / Prague / Prag

Сообщение betakaroten » 12 янв 2011, 00:30

Александр Колесников пишет:Еще менялись тумбочки для одиночных сидений - с 1981 (?) года под сиденьями увеличен воздуховод (...)
Думаю, что это прошло ранее, примерно в начале 70-х. Где-то видел фото вагона "CS" 1973 г. уже с воздуховодами. Кстати, на старых сидениях без воздуховода возможно было ожечь задницу.

Аватара пользователя
Александр Колесников
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 12:13
Откуда: Тула/Москва
Контактная информация:

Сообщение Александр Колесников » 12 янв 2011, 23:26

В Туле еще на вагонах 1977 г.в. тумбочки были без них : http://transphoto.ru/photo/16895/

Аватара пользователя
Александр Колесников
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 12:13
Откуда: Тула/Москва
Контактная информация:

Сообщение Александр Колесников » 12 янв 2011, 23:38

В 1980-м тоже нет: http://transphoto.ru/photo/292436/.
А в 1981 есть: http://transphoto.ru/photo/296024/.

Аватара пользователя
Александр Колесников
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 12:13
Откуда: Тула/Москва
Контактная информация:

Сообщение Александр Колесников » 13 янв 2011, 00:15

Вот салонная табличка с узким шрмфтом: http://transphoto.ru/photo/149581/.

AlexSan
Сообщения: 1260
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 12:13
Откуда: Одесса
Контактная информация:

Сообщение AlexSan » 04 фев 2011, 12:23

Вот такое фото. http://s015.radikal.ru/i331/1102/28/68de9e184aae.jpg
Снято в начале 1980-х, на вагонах ещё даже не закрашены алюминиевые накладки на отбойном брусе. И вот такая "лодочка" на 2984 1977 г.в.

Аватара пользователя
Александр Колесников
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 12:13
Откуда: Тула/Москва
Контактная информация:

Сообщение Александр Колесников » 04 фев 2011, 23:27

Красота! (Эк дядьку угораздило, да еще с чайником! :D ). Вот насчет того, когда все-таки перешли на трехцветные фонари, сказать трудно: в Туле новые вагоны 1974 года были с двухцветными, а 1978 - с трехцветными). Нарисую переход 1977-78.

betakaroten
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 05 дек 2009, 14:10
Откуда: Praha / Прага / Prague / Prag

Сообщение betakaroten » 05 фев 2011, 02:21

Определить очень трудно, так как такие трехцветные фонари уже в 1961 г. были на автомобилях Škoda 1202 ( http://www.cck-brno.com/newsite/mag/set ... 202stw.php ) и с когда-то так же на автобусах Škoda 706RTO ( http://commons.wikimedia.org/wiki/File: ... m,_RTO.JPG старое фото не нашел - вообще, почему-то фотографий транспортных средств сзади слишком мало).

Аватара пользователя
Александр Колесников
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 12:13
Откуда: Тула/Москва
Контактная информация:

Сообщение Александр Колесников » 09 фев 2011, 02:33

Такая "Шкода" живет в Праге на Соколовской.:) Сфоткали. :)http://cs10971.vkontakte.ru/u26059319/6 ... 6c8a59.jpg

Engels
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 12:13
Откуда: Волгоград

Сообщение Engels » 27 фев 2011, 11:57

Изучая подробности эволюции внешнего вида вагонов, заинтересовался одной деталью: а насколько возможно получение СМЕ без грубого вмешательства в "начинку" вагона из вагонов разных годов выпуска? Например, 72+74, или 75+72?

AlexSan
Сообщения: 1260
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 12:13
Откуда: Одесса
Контактная информация:

Сообщение AlexSan » 27 фев 2011, 12:18

Позволю привести пример: http://transphoto.ru/vehicle/44766/ - вагон 1978 г.в. за свою жизнь работал в трёх СМЕ разной составности, в т.ч. и различных по году выпуска вагонов: 1978+1978+1978, 1968+1978+1978, 1969+1978.

betakaroten
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 05 дек 2009, 14:10
Откуда: Praha / Прага / Prague / Prag

Сообщение betakaroten » 27 фев 2011, 14:14

Полностю возможно и 1962+1989 (Прага, несколько составов депо Жижков в 90-х годах).
Но - независимо от того, если вагоны разных годов или соседних номеров - всегда надо вагоны налаживать, что бы не "ссорялися".

Tätrowitsch
Сообщения: 92
Зарегистрирован: 18 июн 2009, 09:33

Сообщение Tätrowitsch » 27 фев 2011, 20:47

Возможно, немного не по теме, но интересуют детали.

Скворечники появились на вагонах не сразу. У нас в Екатеринбурге (тогдашнем Свердловске) например, первые СМЕ Т3 начали эксплуатироваться в 1967 году, но с 2-мя поднятыми пантографами. С 1971 года наши сплотки Т3 стали ходить и питаться с одного поднятого пантографа. На крыше появились вот такие высоковольтные разъемы:
http://transphoto.ru/photo/208533/
http://transphoto.ru/photo/276568/

И только в 1977 году, вагоны по всему СССР стали укомплектовываться скворечниками.
Чешские разъемы оказались ненадежными. Не знаю, как в других городах, но у нас было решено заменить их.
Вот результат: http://transphoto.ru/photo/283041/.
Может кто подскажет, были ли опробованы в других городах, изображенные на фото цилиндрические разъемы?
И вопрос, который мучает давно: в каком городе был придуман скворечник изначально?

Ответить