Двухосные снегоочистители

Аватара пользователя
ViktorRy
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 31 мар 2009, 14:15
Откуда: Самара

Сообщение ViktorRy » 24 янв 2010, 19:04

Эта тема для обсуждения моделей двухосные трамвайных снегоочистителей, когда-либо производившихся на территории СССР и сохранившихся до наших дней.

Для начала немного номенклатуры:
1) Снегоочистители завода им. Домбаля (ныне КЗЭТ):
- "СО-1" (с 1926?)
- "СО-1-3 (первый выпуск)"
- "СО-1-3 (второй выпуск)"

2) Снегоочистители Ленинградского ВАРЗ:
- "ЛС-3" (1949 - 1962)

3) Снегоочистители ВАРЗ при Харьковском ТТУ:
- "СХ-2"

4) Снегоочистители Горьковского ВРЗ:
- "ГС-1" (1950 - 1959)
- "ГС-4" (1959 - 1976)
- "РГС-2" (1958 - 1970-е)

5) Снегоочистители Куйбышевского РТТЗ:
- "ГС-4" (1975 - 1988)
- "ВТК-01" (1981 - 1994)

Некоторые трамвайные хозяйства сами изготавливали двухосные снегоочистители (Рига, Житомир).
Последний раз редактировалось ViktorRy 13 мар 2010, 21:39, всего редактировалось 5 раз.

Аватара пользователя
ViktorRy
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 31 мар 2009, 14:15
Откуда: Самара

Сообщение ViktorRy » 24 янв 2010, 19:09

И вот первый вопрос:

Действительно ли московский № 0010 является "Домбалевцем" или может это "ЛС-3"? И если всё же "Домбалевец", то какой именно модели из трёх?

От себя могу сказать лишь следующее.
Модели "ЛС-3" и "СО-1" отличаются весьма незначительно.
Самое значительное отличие в длине вала щётки: у "ЛС-3" 2950 мм, у "СО-1" 3742 мм (она должна быть с присосками).

Также несколько отличаются (ЛС-3/СО-1 соответственно):
- габаритная длина вагона по ворсу щётки: 8500/9000 мм;
- длина рамы: 8500/8300 мм;
- габаритная ширина по ворсу: 2475/3300 мм;
- ширина рамы: 2130/2150 мм;
- масса: 16,5/14 т;
- длина хода щётки: 110/140 мм;
- кол-во щёток на барабане: 2/4 шт;

Кузова по-моему отличаются только внешней обшивкой.
Последний раз редактировалось ViktorRy 21 фев 2010, 19:04, всего редактировалось 1 раз.

Максимов А.
Сообщения: 288
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 12:13
Откуда: Ra

Сообщение Максимов А. » 24 янв 2010, 19:35

Появилась ли ясность с моделью РГС-3?

И раз уж зашёл разговор о моделях, предлагаю разделить в базе модели ГС-4 (ГВРЗ) и ГС-4 (КРТТЗ), так как существует некоторая путаница.

Дмитрий Касаткин
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 12:13

Сообщение Дмитрий Касаткин » 24 янв 2010, 20:08

ViktorRy пишет:И вот первый вопрос:
Действительно ли московский № 0010 является "Домбалевцем" или может это "ЛС-3"?
Если на этом фото (http://transphoto.ru/photo/177579/) действительно ЛС-3, то его клёпаная рама весьма похожа на раму московского 0010 http://transphoto.ru/photo/117932/ (вплоть до расположения групп заклёпок). С другой стороны, ни на одном из ЛСов, имеющихся на сайте, нет пневмозвонка под лобовыми стёклами, тогда как на вот этом фото Домбаля (http://transphoto.ru/photo/101884/) такой звонок есть. Хотя звонок может быть и чисто московской переделкой. Короче, пока не очень понятно...

Аватара пользователя
ViktorRy
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 31 мар 2009, 14:15
Откуда: Самара

Сообщение ViktorRy » 24 янв 2010, 20:53

Максимов А. пишет:Появилась ли ясность с моделью РГС-3?
Скорее всего, её не существует. В книге, посвящённой 75-летию Горьковского ВРЗ, говорится только о двух серийных моделях: "ГС" и "РГС".
Модель "ГС" разработана в 1948 г. но первая партия из 11 штук выпущена лишь в 1950 г.
В 1958 г. заводом освоен новая модель - роторный снегоочиститель "РГС". Построено два опытных образца. После успешных испытаний в 1960 г. модель запущена в серию.
За 26-летнюю историю выпуска модели конструкция дорабатывалась, но внешний вид практически не менялся.
Весьма вероятно, что индексы 1-4 вошли в обиход уже в трамвайных хозяйствах.
Так, снегоочистители "ГС" с механическим подъёмом щёточного барабана носят индекс "ГС-1", а с пневматическим цилиндром - индекс "ГС-4".
При таком подходе, все московские "ГС" должны носить индекс "ГС-4".

Вот фотографии из книги (предоставил Сергей Филатов):
Изображение Изображение Изображение
(Я так понимаю, после дефиса наносился порядковый номер выпущенного экземпляра, а не наименование модели.)
И раз уж зашёл разговор о моделях, предлагаю разделить в базе модели ГС-4 (ГВРЗ) и ГС-4 (КРТТЗ), так как существует некоторая путаница.
Всеми руками за :roll: . Сам давно хотел это предложить :wink: .
Последний раз редактировалось ViktorRy 30 май 2010, 22:44, всего редактировалось 2 раза.

Дмитрий Иванов
Сообщения: 343
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 12:13
Откуда: Владикавказ/Псков/Самара
Контактная информация:

Сообщение Дмитрий Иванов » 24 янв 2010, 21:17

1) Снегоочистители завода им. Домбаля (ныне КЗЭТ):
- "СО-1" (с 1929?)
- "СО-1-3 (первый выпуск)"
- "СО-1-3 (второй выпуск)"
Интересно, какой модели был снегочист в Пскове в 30х гг. если его бортовой номер обозначался как С-01 (эс-ноль один)?

Максимов А.
Сообщения: 288
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 12:13
Откуда: Ra

Сообщение Максимов А. » 24 янв 2010, 21:29

Логично всё же предположить, что если есть модели "1", "2" и "4", то возможно была и некая "3".

Аватара пользователя
ViktorRy
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 31 мар 2009, 14:15
Откуда: Самара

Сообщение ViktorRy » 24 янв 2010, 21:40

Возможно.
Н-р, на сайте Ижевского трамвая
все ГС и РГС названы ГС-4, ГС-4 КРТТЗ (мод. 1981 г.) назван ВТК-1, а более ранний ГС-4 КРТТЗ назван ГС-3: http://www.izhtram.net76.net/s-steh.php

Максимов А.
Сообщения: 288
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 12:13
Откуда: Ra

Сообщение Максимов А. » 24 янв 2010, 22:15

А что это за экземпляр http://transphoto.ru/photo/73264/ ?

Максимов А.
Сообщения: 288
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 12:13
Откуда: Ra

Сообщение Максимов А. » 24 янв 2010, 22:46

Остальные раскидал по заводам, все смотрите, если есть косяки - исправлю.

Аватара пользователя
ViktorRy
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 31 мар 2009, 14:15
Откуда: Самара

Сообщение ViktorRy » 24 янв 2010, 23:29

Максимов А. пишет:А что это за экземпляр http://transphoto.ru/photo/73264/ ?
Модель указана верно: "ГС-4 (ГВРЗ)" и год выпуска верный.
Меня смущает надпись "Изготовлен в Харькове". Наверно не изготовлен, а "КР в Харькове". При КР получил доп. боковой плуг и защитные элементы ходовой.
Это относится в Киеве и к №№ С-8, С-10, С-11, С-13, С-14, С-15, С-16, С-21 - модель "ГС-4 ГВРЗ", да и №№ С-7 и С-12 скорее всего тоже.
А вот №№ С-17, С-18, С-19, С-20, С-22, С-23, С-24, С-25 - уже "ГС-4 КРТТЗ", а надпись "Изготовлен в Воронеже" ещё с тех времён, когда полагали, что производство "ГС-4" из Горького передали в Воронеж.

Аватара пользователя
ViktorRy
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 31 мар 2009, 14:15
Откуда: Самара

Сообщение ViktorRy » 25 янв 2010, 00:36

Настоящих "ГС-1" практически не осталось. Вот наиболее полный список:

Челябинск № ГС-1: http://transphoto.ru/vehicle/65525/
Краснодар № СГ-2: http://transphoto.ru/photo/218596/
Коломна № 108: http://kolomnatram.ruz.net/photos.php?vid=131
Волгоград № 5: http://transphoto.ru/vehicle/63348/
Екатеринбург № 3: http://transit.parovoz.com/muralista/pg ... 176&LNG=RU
Екатеринбург № 4: http://etram.by.ru/photos/pr/south1.jpg
Екатеринбург № 5: http://transphoto.ru/vehicle/87135/
Воронеж № ГС-2: http://transphoto.ru/vehicle/8493/
Воронеж № ГС-3: http://transphoto.ru/vehicle/9093/
Воронеж № ГС-4: http://transphoto.ru/vehicle/67414/
Липецк № ГС-2: http://transphoto.ru/vehicle/107974/
Воронеж № С-9: http://transphoto.ru/vehicle/43656/ (нужно завести отдельную запись в БД для имеющихся фотографий № С-9 модели "ГС-4 КРТТЗ", а из этой записи их удалить).

Несколько "РГС-2", скрываются за другими моделями:
- Волгоград № 6: http://transit.parovoz.com/muralista/pg ... 537&LNG=RU - ротор демонтирован;
- Новокузнецк № С-24 вообще загадка: http://transphoto.ru/vehicle/77526/ - прямая рама сзади указывает на модель "РГС" (хотя ротора давно нет и вместо него плужный орган), но на передней стороне механический подъёмник щётки. Возможно это был самый первый опытный "РГС";
- Прокопьевск № ГС-09: http://transphoto.ru/vehicle/98682/ - ротор заменён на плуг;
- Тула № РГС: http://transphoto.ru/vehicle/5428/;
- Орск № РГС: http://transphoto.ru/vehicle/20173/ (для фотографии ВТК-01 нужно завести отдельную запись под номером "б/н");
- Самара № 13: http://transit.parovoz.com/muralista/pg ... 750&LNG=RU
Последний раз редактировалось ViktorRy 21 фев 2010, 19:12, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
ViktorRy
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 31 мар 2009, 14:15
Откуда: Самара

Сообщение ViktorRy » 27 янв 2010, 04:56

Вот для сравнения начертил масштабные эскизы (в плане) снегоочистителей моделей "ЛС-3" и "СО-1" (образца 1931 г.в.):
Изображение - "ЛС-3"
Изображение - "СО-1"

Размеры из справочника: Технический справочник по городскому электротранспорту, ред. В.Н. Волочнев и др., том 2 (фото таблицы предоставил Павел Пилецкий).

Аватара пользователя
ViktorRy
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 31 мар 2009, 14:15
Откуда: Самара

Сообщение ViktorRy » 27 янв 2010, 15:28

Вернёмся к московскому № 0010.

Вот пара наиболее информативных его фотографий:

Изображение Изображение

И вот для сравнения несколько наиболее информативных фотографий снегоочистителей модели "ЛС-3":

Изображение Изображение Изображение Изображение

По этим фотографиям я вижу некоторые существенные отличия № 0010 от модели "ЛС-3":

1) на торце наклонная двутавровая балка не выступает за габарит самой рамы (у "ЛС-3" выступает с обоих сторон);
2) кронштейны щёточного барабана несколько отличаются пропорциями от тех, что установлены на "ЛС-3";
3) подъём щёточного барабана осуществляется с помощью цепей (у "ЛС-3" кривошипно-ползунные механизмы на общей оси);
4) софитные огни на крыше (у "ЛС-3" они на боковых стенках);
5) по левому борту имеется заделанное окно (у "ЛС-3" на этом месте лесенка на крышу);
6) отсутствует большая фара под центральным лобовым окном (у "ЛС-3" она есть);
7) на раме имелись щиты, частично прикрывающие ходовую (на "ЛС-3" таких щитов не было).

Самое существенное отличие - первое.

Моё заключение: московский снегоочиститель № 0010 не является моделью "ЛС-3". Скорее всего это снегоочиститель З-да имени Домбаля модели "СО-1-3 (I)" или "СО-1-3 (II)", которые точно были в Москве: №№ 3099 и 3098 соответственно (про них говорил Александр Шанин здесь).

Теперь, что касается снегоочистителей модели "ЛС-3" в других городах:

Коломна, № 208: Изображение - точно "ЛС-3";
Витебск, № СО-4: Изображение - точно "ЛС-3";
Саратов, № 1: Изображение - точно "ЛС-3";
Даугавпилс, № С-37: Изображение - и это "ЛС-3";
Екатеринбург, № 7: Изображение - однозначно "ЛС-3";
Екатеринбург, № 9: Изображение - и это "ЛС-3";
Волгоград, № 1: Изображение - а вот это точно не "ЛС-3" - рама такая же, как у московского № 0010. Так что это Домбалевец модели "СО-1-3 (I)" или "СО-1-3 (II)".

Аватара пользователя
ViktorRy
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 31 мар 2009, 14:15
Откуда: Самара

Сообщение ViktorRy » 27 янв 2010, 19:30

Вот несколько неучтённых снегоочистителей, для которых нужно завести новые записи в БД:

1) Изображение - г. Омск, № 26, модель "РГС-2";
2) Изображение г. Таганрог, № ГС-4, модель "ГС-4 (КРТТЗ)", г.в. >1980;
3) Изображение - г. Нижний Тагил, № б/н, модель "ВТК-01", г.в. >1989;
4) Изображение - г. Нижний Тагил, № б/н, модель "ГС-4 (КРТТЗ)", г.в. >1980;
5) Изображение - г. Нижний Новгород, № С-21, модель "РГС-2";
6) Изображение - г. Рига, № 412, модель "ГС-4 (КРТТЗ)", г.в. 1970-е.

Вот это фото следует привязать и к снегоочистителю № 206 г. Николаева:
Изображение
Последний раз редактировалось ViktorRy 23 фев 2010, 08:43, всего редактировалось 1 раз.

Карданный Вал
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 12:13
Контактная информация:

Сообщение Карданный Вал » 27 янв 2010, 21:44

>> 3) подъём щёточного барабана осуществляется с помощью цепей (у "ЛС-3" кривошипно-ползунные механизмы на общей оси);

У нашего ЛС-3 цепной подъем. И это точно ЛС-3, я видел документы на него.

Аватара пользователя
ViktorRy
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 31 мар 2009, 14:15
Откуда: Самара

Сообщение ViktorRy » 27 янв 2010, 22:51

Карданный Вал пишет:>> 3) подъём щёточного барабана осуществляется с помощью цепей (у "ЛС-3" кривошипно-ползунные механизмы на общей оси);
У нашего ЛС-3 цепной подъем. И это точно ЛС-3, я видел документы на него.
На счёт коломенского "ЛС-3" № 208 я ни минуты не сомневался :wink: - у некоторых "ЛС-3" действительно имеется подъёмная цепь, но наклонная торцевая балка и кронштейны щёточного барабана у всех "ЛС-3" одинаковых размеров и конструкции :wink: .

Аватара пользователя
ViktorRy
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 31 мар 2009, 14:15
Откуда: Самара

Сообщение ViktorRy » 21 фев 2010, 19:44

Вопрос по двухосным снегоочистителям в Санкт-Петербурге.

Просмотрел всю питерскую базу и пришёл к выводу, что в ней отсутствует пара двухосных снегоочистителей, которые когда-то существовали:

1) № С-34: модель могла быть любой из трёх: "ЛС-3", "ГС-4 КРТТЗ" или "ВТК-01";
2) № С-36: модель скорее всего "ВТК-01";
3) № С-72: модели "ГС-4 КРТТЗ", ныне перенумерованый в № С-71.
4) № С-71: модель могла быть или "ЛС-3", или "ГС-4 КРТТЗ";
5,6) №№ С-83 и С-84: модель могла быть или "ГС-4 КРТТЗ" или "ВТК-01".

У кого-нибудь есть более точные сведения по перечисленным единицам?
И ещё, из какого "ВТК-01" был изготовлен тягач модели "ТС-50"1850? Наиболее вероятно, что из № С-36.

Максимов А.
Сообщения: 288
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 12:13
Откуда: Ra

Сообщение Максимов А. » 21 фев 2010, 21:00

Были бы данные, тогда бы внесли, а так лишь на архивы надежда...

Аватара пользователя
ViktorRy
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 31 мар 2009, 14:15
Откуда: Самара

Сообщение ViktorRy » 26 фев 2010, 11:07

По поводу московского снегоочистителя № 0512 (ex. № 3482).

Убеждён, что это перебивка, т.к. снегоочиститель 1980 г.в. должен быть с цельнометаллическим кузовом Куйбышевского РТТЗ. Указанный в базе зав. № 128 также хорошо согласуется по году выпуска с рядом модели "ГС-4 (КРТТЗ)".
Причём, подмена произошла уже после 1994 г., т.к. у вагона № 3482 также указаны г.в. 1980 и зав.№ 128.

Предлагаю:
- в записи http://transphoto.ru/vehicle/1297/ указать: "до конца 1990-х работал под другим номером";
- в записи http://transphoto.ru/vehicle/78198/ исправить модель на "ГС-4 (КРТТЗ)", а комментарий про бугель убрать;
- в записи http://transphoto.ru/vehicle/112024/ в примечании дописать: "списан в конце 1990-х".

Аватара пользователя
ViktorRy
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 31 мар 2009, 14:15
Откуда: Самара

Сообщение ViktorRy » 15 мар 2010, 23:46

Весьма интересный экземпляр имеется в Трамвайном депо № 1 Нижнего Новгорода:

С-14 модели "ГС-4 (ГВРЗ)": Изображение

- несущая рама в плане представляет собой трапецию, а не параллелограмм, как у обычного "ГС-4", хотя в 2005 г. рама была стандартная и с обоих торцов были установлены обычные щётки.

Какие есть соображения? Когда и с какой целью была проделана такая "странная" модернизация?

Аватара пользователя
ViktorRy
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 31 мар 2009, 14:15
Откуда: Самара

Сообщение ViktorRy » 28 мар 2010, 16:44

Убеждён, что снегоочиститель № 401 в Твери всё же модели "ГС-4 (ГВРЗ)":
Изображение
Хорошо видно пневматический подъёмник и уголковый кронштейн для него специфической формы. Коромысло подъёмника прикрыто самодельным металлическим кожухом.

Дмитрий Иванов
Сообщения: 343
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 12:13
Откуда: Владикавказ/Псков/Самара
Контактная информация:

Сообщение Дмитрий Иванов » 04 апр 2010, 22:17

Что за модель:
http://transphoto.ru/photo/289076/
Я указал ГС-4 (ГВРЗ), а сзади стоит ВТК-01, но не уверен...

Аватара пользователя
ViktorRy
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 31 мар 2009, 14:15
Откуда: Самара

Сообщение ViktorRy » 08 апр 2010, 22:33

Всё верно :good: .

Саняга
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 14 май 2010, 07:15
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Сообщение Саняга » 11 июн 2010, 16:51

Подскажите пожалуйста где можно найти чертежи снегоочистителей ГС-4?

Ответить