BaronRojo пишет: ↑17 май 2022, 11:30
Россия родись из обломков земель русичей, которых како одного народа никогда не было, такого понятия во времена Киевской Руси не было по сути, тогда преобладала местная идентичность.
Ой, Марічко, чічері, чічері, чічері,
Розчеши ми кучері, кучері, кучері.
Ой Маричка Люблю тя, люблю тя
Зариж мені когутя, когутя
Як когут се запіє, запіє, запіє,
Ставай горі Маріє, Маріє, Маріє.
Это гуцульская народная песенка. Уверен, что ни жители Черкасчины, ни тем более жители Харьковщины не слышали никогда эту песню до тех пор пока её в 1970-х годах не издали на пластинках и не прокрутили по радио в исполнении какого-то украинского ВИА.
И если бы поднепровским или слободским украинцам её напел кто-то в XIX веке, то они сломали бы голову, гадая, что такое "чичери" и "когутя".
Что это как не местная идентичность?
О жителях Донбасса вообще уже молчу, ибо там в ходу были песни из серии "По Дону гуляет казак молодой", а не про Маричку и Чичеры, и даже не про "Нэсэ Галя воду", ибо Донбасс — земли донского казачества, к Украине не имеющие никакого отношения, украинского там вообще никогда ничего не было, пока Ленин в 1920 году не присоединил Донбасс к УССР по экономическим причинам (правда в 1925 часть Донбасса, где Гуково, Шахты, ныне Ростовская область, опять вернули в РСФСР).
Это я только одну песню привёл, а можно привести в пример костюм, кухню, где отличий выше крыши.
Вопрос, можно ли жителей Слободской Украйны и Гуцульщины назвать разными народами?
Вы наверное вряд ли с этим согласитесь. Скажете, что это всё украинцы.
А вот различий между жителем Галицко-Волынского и Владимиро-Суздальского княжеств в XII—XIII веках было намного меньше, чем между гуцулами и слободскими украинцами. И лингвистика, и археология это подтверждают. Ибо владимиро-сузальцы — такие же славяне, расселившиеся в X веке за относительно короткое время на северо-запад и потеснившие там финно-угров (с которыми они были на тех территориях в пропорции 10:1). Лишь новгородцы (ильменские словене) отличались существенно от всех остальных и по языку, и по материальной культуре. Академик Зализняк считал новгородский диалект XV века стоящим в одном шаге от того, чтобы стать самостоятельным отдельным языком, и если бы не поглощение Новгорода Москвой, то у новгородского диалекта имелся реальный шанс быть к настоящему времени отдельным четвёртым восточнославянским языком.
А вообще народ — это арбитрарный термин, он может означать
а) население некой территории
б) национальность (этнос)
в) нацию (политическую)
Но вот только в те далёкие годы люди вообще не мыслили в таких категориях, ибо времена ранней Руси — это родоплеменное устройство общества, где идентичность определяется тем, какого-то ты рода-племени, затем феодальный период, где идентичность определяется тем, кому ты служишь, чей ты вассал и кто твой сюзерен. Этническая принадлежность никого не волновала, а понятие нации ещё не придумали.
BaronRojo пишет: ↑17 май 2022, 11:30
И Украина родилась уже веку к 17. Здесь у людей отличался и язык, и культура, и политическая культура. Когда Гетманщина присоединялась к Русскому царству, там в итоге основой конфликта стало то, что первые рассматривали это как присоединение по договору, который предусматривает именно договорные отношения с царём, а не его самодержавие. Но да, окончательно Украина и украинцы сформировались уже в 19 и начале 20 веков.
Когда Украина вливалась в Русское царство в XVII веке, то на тот период это действительно были уже разные этносы. Слишком долгое пребывание в ВКЛ, а затем в РП дало свои плоды. За период нахождения под ВКЛ и РП произошло и ополячивание западно-русского языка (благодаря которому в современном украинском языке около 17 тыс. полонизмов, в том числе такие общеупотребимые слова, как: будинок, тиждень, бруд, майно, мотлох, ковдра, торба, хитати, гуркіт, пасувати, псувати, завзятий, пательня, блакитний, прагнути, терен, блазень, бруд, мотузка, тхнути, обличчя, загарбати, потужний, немовля, уряд, хибити, цькувати, буряк и т. д. и т. п., тысячи их). Отдельные польские заимствования проникали в язык Руси и до XIV века, но после заключения Польско-Литовской унии в 1383-м началось настоящее польское языковое нашествие на восточнославянские земли.
При этом на момент Переяславской рады в сознании русских (великоросов) и украинцев (малоросов) не было никакой разницы между друг другом, они не ощущали себя иноплеменными по отношению друг к другу. И те и другие называли и себя и друг друга русинами (от Руси), язык русским. Несмотря на многовековую оторванность, историческая память о существовании некогда в одном государстве сохранилась и ощущалась до сих пор. К тому же скрепляла общая православная вера, которая была как раз решающим фактором, ведь восстание Хмельницкого началось во многом и из-за насаждения католичества.
А вообще не стоит забывать, что после нашествия татаро-монгол население Поднепровья (то, которое не было вырезано, а уцелело) мигрировало как раз на север и северо-восток, в леса. А земли Киевского и Переяславского княжеств опустели в буквальном смысле, превратились в безлюдное дикое поле. То самое, которое описал Плано Карпини, проехав по этим местам, что называется, по горячим следам. Это только в XV—XVI эти земли станут вновь заселяться выходцами из Подолии и Волыни, которые осваивали этот фронтир в попытках избежать крепостного гнёта. Левый берег Днепра вообще заселялся лишь в XVII—XVIII веках.
Не зря же слово укра́ина, изначально означающее некий фронтир, отдалённые осваиваемые земли, перешло со временем в топоним Украйна, Украина, который и закрепился в XVI—XVII веках именно за Средним Поднепровьем. Среднее Поднепровье было неким фронтиром, укра́иной Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой — территорией куда бежали крестьяне Западной Руси, спасаясь от крепостного закабаления и где свивало своё гнездо запорожское казачество.