Тематическая памятка для составителя схемы.
Схема должна легко распечатываться на ЧБ листа А4, ещё на схеме можно обозначать места наиболее вероятного исходного нахождения приезжего человека- я имею в виду вокзалы, автовокзалы и речные вокзалы, аэропорты.
Владислав Прудников предложил грамотных ход по разделению схем на разные категории: на одних схемах должны быть указаны улицы и/или остановки, на других - путевое развитие, на третьих - спецобъекты. Это предложение касается качественной хар-ки схемы
Необходимо создать ОДНУ унифицированую схему (возм. распечатываемую на 2 листах из-за её размеров), в которой были бы взаимносбалансированы и реализованы 2 принципа:
-мах информативность
-но исключение перегрузки информацией и падения читаемости
Я провёл исследование всех схем ГЭТ СНГ и вот мои выводы сделанные при сравнительном анализе всех схем ГЭТ СНГ и информации, на них изображённой.
Транспортная схема. Её построение и особенности.
ВОТ МОИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
1) Сначала поделить системы по их реальным размерам на категории:
определить единый масштаб (Как у схем Сергея Лаврентьева)
а) малые (на листе А4 влезает вся система) (Благовещенск, Абакан, Вел.Новгород, Братск, Углегорск, Авдеевка, Видное)
б) средние (вся система влезает на 2 листах а4)-сев и юг (ОРЁЛ, Волгоград) или запад и восток (напр. ДОНЕЦК, Самара, Альметьевск,)
в) большие (схемирование всей системы затруднительно, поэтому осуществляется отдельное схемирование маршрутов отдельных парков и депо (как в Москве
http://stts.mosfont.ru/photo/50558/, Питере, Челябинск).
На территории нашей страны общепринято пространственное позиционирование самой схемы по принципу вверху север, слева запад
ЭТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАСАЮТСЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ СХЕМ НА ЛИСТАХ А4.
2)Теперь давайте разберёмся с методом изображения самой схемы:
Существуют 2 главных варианта изображения схемы:
- изображение схемы путём нанесения маршрутов разноцветными линиями
http://stts.mosfont.ru/photo/102739/.
- изображение схемы путём монотонных цветовых линий с цифровым обозначением маршрутов
http://trollcity.narod.ru/map/ore.gif
А) изображение схемы путём нанесения маршрутов разноцветными линиями
ПРЕИМУЩЕСТВА:
-при грамотном построении линий смотрится красиво, напр. в Мурманске
http://zkh.murmansk.ru/images/stories/transp/troll.gif
-по ним легко и быстро ориентироваться, так как визуально виден сразу весь маршрут и ты можешь оценить сразу в какой его точке находишься.
НЕДОСТАТКИ:
- Не пригодно для чёрно-белой распечатки (скачайте и распечатайте
http://almaty-trolleybus.narod.ru/sheme ... 7-2008.jpg)
- Сложность создания (хорошая схема должна иметь проработанную геометрию взаимного расположения линий как здесь
http://stts.mosfont.ru/photo/102739/, чтобы исключить пустые области между ними, вводящие в заблуждение, как здесь
http://stts.mosfont.ru/photo/87086/ Видите в районе ост. ул. Лескова Чёрная, зелёная и синяя линии удалены настолько друг от друга, что созд. впечатление, что они идут по разным улицам- это не так и вводит в заблуждение.)
- Такие схемы также проблемно привязывать к реальному рельефу местности и реальному направлению расположения улиц. (Полюбуйтесь на ЭТОТ УЖАС!
http://trolleybus.ibryansk.ru/route/shema-max.gif Кто Бывал в Брянске не даст соврать что в реальности линия к Силикатному заводу идёт вообще в другую сторону, как и к Телецентру)
- При большом колличестве маршутов построить НЕ ВОЗМОЖНО! У меня возникли сложности при создании схем таким способом Брянска и Новороссийска. Посмотрите как всё сбилось в кашу на схеме троллиний в центре Казани (Парижская Коммуна)
http://stts.mosfont.ru/photo/99945/
Таким образом, этот способ пригоден для схемирования систем с малым колличеством маршрутов:
http://zkh.murmansk.ru/images/stories/transp/troll.gif
http://ptz.land.ru/map/shemi/2006_10_1.jpg (хотя уже на пределе читаемости)
Б) Изображение схемы путём монотонных цветовых линий с цифровым обозначением маршрутов
http://tagantransport.narod.ru/Taganrog ... lley_2.gif
ПРЕИМУЩЕСТВА:
-позволяет передовать рельеф местности и реальную геометрию линий системы
http://tkursk.narod.ru/pic/marshrutkarta.jpg
-позволяет схемировать системы с большим числом маршрутов
http://www.ukrelectro.h11.ru/images/maps/donetsk.gif (По ходу дела это стандарт схем для украинского двойника СТТС)
-ВОЗМОЖНО КРАСИВОЕ СВЕДЕНИЕ СХЕМЫ К ПУТЕВОМУ РАЗВИТИЮ!
а) полному (отдельные троллеи и пути на всей схеме
http://www.kubtransport.info/schemes/kr ... _lines.png) Наиболее информативно!
б) частичному (двухпутные учаски сливаются в одну линию
http://trollcity.narod.ru/map/kra.gif) упрощённый вариант, менее информативно.
-позволяет наносить остановки (Томск)
http://www.parovoz.com/maps/2005_transport-electro1.gif
-позволяет наносить депо с их путевым развитием
а) отдельно в выноске
http://www.vrntram.org/karty/Voronezh_network.jpg
б) прямо в схеме
-позволяет подкладывать под схему карту города
http://www.parovoz.com/maps/irkutsk_tram.gif
http://kolomnatram.ruz.net/routes/kolomna_2007.GIF,
что затруднительно при первом способе нанесения (разноцветными линиями) поскольку улицы утолщаются в местах пролегания множества маршрутов
http://tram.ruz.net/maps/sh19990700k.jpg
-позволяет качественно характеризовать линию, напр. для трамвая:
а) обособленное полотно
б) на одном уровне с проезжей частью
http://www.vrntram.org/karty/Voronezh_network.jpg
в) эстакада и др.
г) скоростное движение
д) ширина колеи
НЕДОСТАТКИ:
-сложно ориентироваться, т.к. визуально не выделяется конкретный маршрут (Пенза)
http://trollcity.narod.ru/map/pen.gif
http://tram.yar.ru/foto/map.gif
Существует третий вариант изображения схемы-гибридный где цветовые линии совмещаются с однотонными.
Гибрид двух способов на примере Новороссийска
http://www.kubtransport.info/schemes/no ... sk2000.jpg
Я считаю это - не очень удачное направление.
ВЫВОДЫ:
-у первого способа (разноцветного) главным является простота визуального восприятия маршрута и определения места своего расположения
http://ru.wikipedia.org/wiki/Изображени ... y_1.11.gif, что подходит для пассажиров, однако при увеличении числа маршрутов (опытным путём определено что более
начинается мешанина и сложности со взаиморасположением цветных линий, что породило в москве схемирование маршрутов отдельных парков
http://stts.mosfont.ru/photo/85888/)
Отсюда можно сделать ВЫВОД: что для людей, которые просто хотят добраться от одной точки города к другой (простые жители - пассажиры) такой тип схемы подходит (при его грамотном создании), например перед поездкой в другой город люди будут просто заходить на СТТС и знакомиться с упрощённой (наглядной если хотите) схемой, однако для людей, которые посещают наш специализированный сайт с целью подготовиться к поездке в незнакомый город для изучения именно системы его ГЭТ и её особенностей, я думаю будет более интересно узнать особенности системы, кот могут быть нанесены в рамках одной схемы только вторым способом. То есть, так сказать, схемы для профессионалов.
Таким образом при сопоставлении всех схем выявленны наиболее важные для СЕРЬЁЗНОЙ схемы составляющие:
1) Изображение ГЭТ вторым способом (путевым развитием)
http://stts.mosfont.ru/photo/96333/ или
2) Нанесение остановок
http://trollcity.narod.ru/map/hab.gif
3) Нанесение под схемы на карту города для упрощения ориентирования
http://photo.tramvaj.ru/images/biysk/biysk2003.gif
4) Вынос на полях схемы путевого развития депо. Вот пример наиболее информативной схемы getdjuj развития депо
http://samaratrans.info/wiki/images/b/b4/Sam-ktd.jpg или вот здесь
http://www.vrntram.org/karty/Voronezh_network.jpg
5) Нанесение особенностей линии (обособленная или совмещённая,а также её состояния (заброшенная, неисп, разобранная, строящаяся), предназначения (служебная, магистральная (с пассажирским движением), грузовая, гейт). Здесь опять снимаем шляпу перед Романом Васильевым из Воронежа .
http://www.vrntram.org/karty/Voronezh_network.jpg
6) Другая информация:
- наносить диспетчерские пункты
- подписывать улицы
- наносить трамвайные светофоры
- наностиь тяговые подстанции (возможно создание отдельных схем питания системы с разбитием её на участки подпитки, разграниченные как известно изоляторами)
- возможно нанесение или обозначение электрооборудования на троллеях (изолятир, стрелка, пересечение с трорллеей, с трамваем) и автоматическая стрелка или ручная на трамлиниях, гейты
- обозначать где именно находится Управление (напр. Орёлэлектротранс ул. Карачевская д.144.)
- обозначать места наиболее вероятного нахождения (вокзал, автовокзал, аэропорт, речной или морской вокзал, ....космодром
(шутка)
- реки и железные дороги.
Есть возможность наносить трамвай и троллейбус одновременно!
http://stts.mosfont.ru/photo/92666/
Наиболее информативная схема должна включать все эти 6 пунктов. Каждая такая схема будет описывать полностью всю систему и её характеристики. Взяв её в руки вы сможете узнать о системе всё, даже ни разу её не видя. Таким образом, Это будет 2 половина раздела про ГЭТ в городе. Первая- подвижной состав (что в СТТС реализовано полность по средствам создания баз данных) вторая собственно систему, на которой весь этот ПС работает ( что и предлагается реализовать в виде столь подробных схем ). Отсюда: зашёл на раздел, и узнал абсолютно всё! Можно конечно содержать в каждом городе по 2 схемы, к указанной выше добавить разноцветную для так сказать туристов, которые едут в город не для исследования ГЭТ). С этих позиций СТТС сможет выполнять в какой то степени и туристические функции, помогая ориентироваться по городу. Помоему это замечательные, скрытые резервы сайта! Это может придать ему статус всероссийского банка транспортных схем.
Мои рекомендации: создавать схемы крайне удобно в CorelDRAW. где применимы все возможности векторной графики, программа проста и позволяет творить замечательные транспортные схемошедевры. Давайте обсудим мои исследования.