Способ оплаты проезда

Смежные вопросы по различным видам электротранспорта, а также прочие их виды.
Ответить
wuriks
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 27 апр 2010, 13:40
Откуда: Латвия
Контактная информация:

Сообщение wuriks » 13 ноя 2012, 20:58

Пришло мне тут сообщение с просьбой поучаствовать в дискуссией под фоткой. http://transphoto.ru/photo/545507/
Думаю в форуме будет удобнее.

Итак про Ригу.
Добрый день.
Кондукторов в Риге отменили из-за экономической ситуации в стране. Нет, не кризис, а наоборот. В стране были так называемые "жирные годы", зарплаты у всех улетели за облака, в результате за, почти минималку, кондукторов становилось меньше и меньше. Сперва на не очень загруженных маршрутах обязанности кондуктора стали выполнять водители, потом стали невыезды из-за отсутствия кондукторов. Было решено переходить на электронную систему, но это не один день. Поэтому как временную меру в трамвае поставили электронные компостеры (печаталась дата, время, номер вагона), трамвайных кондукторов перевели на троллейбусы-автобусы, часть просто уволилась. Но количество их всё равно сокращалось. Пришлось переводить на компостеры и троллейбусы. Надо заметить, что проводка делалась не под компостеры, а сразу под электронную оплату. А что значит компостер? Компостер значит, что билет должен быть приобретён зараннее. Но вот незадача, а если человек зараннее не смог купить билет, а ехать надо? Ну да, тогда можно у водителя. Но тут возникла очередная проблема. Зачем покупать билет зараннее, если можно у водителя? А вместе с тем, что график в Риге достаточно жёсткий, средняя скорость высокая, во время движения продавать билеты запрещено - обилетить получалось немного. Тогда и было принято решение: основное место оплаты проезда - зараннее, в транспорте - за дополнительную плату. То есть билет у водителя дороже примерно на 40%.
Параллельно со всем этим под электронную систему переделывались и автобусы. В день Х автобусы выехали как с кондукторами,так и с электронной системой оплаты (ну всё не так резко, было конечно тестирование и тому подобное), в трамваях и троллейбусах действовали 2 системы параллельно, то есть были и валидаторы для электронных билетов, и оставался один компостер. Через несколько месяцев компостеры и кондукторы был сняты.
А вот тут случился огроменнейший скандал, который так и не смогли объяснить обывателям. Пока происходили все эти внедрения в стране начался жёсткий кризис, тысячи человек остались без работы, но с ворохом кредитов. И на этом фоне уволили несколько сотен кондукторов. Сколько нападок было на Ригас Сатиксме, но деньги то в электронную систему рассчётов вложены.

Билетный автомат.
В настоящее время основная система это покупка/пополнения электронного билета (э-талона) происходит в киосках или уличных автоматах. Уличных автоматов не так уж и много, так как в любом киоске, на почте, во многих магазинах можно сделать тоже самое.
Для сравнения. Автоматы: http://www.rigassatiksme.lv/ru/bilety-i ... -avtomaty/ Киоски: http://www.rigassatiksme.lv/ru/bilety-i ... i-biletov/
Как в киосках/магазинах, так и в уличных автоматах есть возможность купить неперсонализированный талон (жёлтый) на разное количество поездок (чем больше, тем скидка :)), пополнить персональный талон (у нас их 2 вида: с фоткой и фамилией или просто на предъявителя. С фоткой обязателен если у вас какие-то льготы). http://www.rigassatiksme.lv/ru/bilety-i-e-talon/ Пополнить можно не только поездками, но и любым проездным. http://www.rigassatiksme.lv/ru/bilety-i ... y-biletov/ Вначале уличные автоматы были всеядными (монеты, бумажки, карточки). Но из за того, что происходило много случаев порчи аппаратов, в результате которых люди теряли деньги, а для автомата приходилось покупать дорогие комплектующие, оставили рассчёт только карточками (кстати, сейчас у нас такая же ситуация с автоматическими платными туалетами - практически во всех сломаны монетоприёмники, рассматривается возможность электронной оплаты, в том числе и э-талоном).
Так же осталась возможность приобрести билет (бумажный) у водителя. За повышенную стоимость.
Сам билетный автомат в трамвае был установлен по необходимости. То есть в новом трамвае Шкода кабина сконструирована так, что водитель не может продавать билет. Поэтому автомат был необходим. Автомат продаёт бумажный билет на одну поездку в этом трамвае, так же пополняет персональный талон. Всеяден, так как находится под пристальным взглядом камеры и постоянным анализом состояния внутренней системы безопасности. Цена билета как у водителя. Опять таки были дискуссии почему, ведь это автомат. Но дело в том, что тогда опять таки куча народа захочет купить билет на ходу. Но, к примеру, новый 4-х секционный трамвай вмещает более 400 человек. Как долго они будут покупать билеты?

Размер автомата.
Тут была ссылка на польский https://lh3.googleusercontent.com/-kxYH ... C_0141.JPG
Он маленький, потому что очень сильно ограниченны функции. То есть принимает только монеты и сдачу не выдаёт, поэтому и экономия на размере. В Риге автомат несколько побольше, но он не пустой. Сам комп - обычная материнка, УПС, ЖКХ монитор с тачскрином - места почти не занимают. Так же как и приёмник карточек. Сколько то места занимает приёмник банкнот. Больше места под принтер - два больших рулона бумаги. И самое большое (практически 2/3) это монетная система с большим запасом сдачи. Благодаря всему этому автомат без особых проблем работает несколько недель. А это уже монетарная политика государства, ведь у нас больше используют монет, чем в других странах. То есть самая большая общепринятая монета (есть ещё коллекционные - мы не о них) - это 2 лата, то есть примерно 3,5 евро. Такие дорогие монеты только в Великобритании, но и то дешевле наших. Кстати, в связи с возможным переходом на евро все автоматы зараннее изготовленны так, что без особых проблем какое-то время будут двухвалютными (но с ограниченным набором достоинства монет), а потом и европринимающими.
Дополнительных функций (оплата всего чего) быть не должно, так как человек не сможет заплатить за проезд, пока кто-то телефоны пополняет.

Э-талон. Как уже было сказано, что люди со льготами имеют персонифицированный талон. Это значит фотка и фамилия. Кстати, с этого года школьникам проезд бесплатный, поэтому э-талон объединили с ученическим билетом. Кроме этого школы начали вводить электронный контроль, то есть уже перед 3 школами стоят турникеты и школьники заходят по своему ученическому/э-талону. Ну что бы всякие не шлялись. У учителей учительский талон.

Проверки происходят как на линии в обычном режиме, так и мобильными отрядами с полицией. То есть останавливают и высаживают всех, кто не оплатил. Недавно приняли новые правила штрафов. То есть если заплатил на месте - 3 лата (примерно 4,5 евро), а если не хочешь, то протокол и 5 лат, во второй раз 10 и так до 40 лат (примерно 55 евро). Кстати, те у кого бесплатный/льготный проезд то же должны обязательно зарегестрировать поездку. В противном случае так же штраф, но в половину дешевле от основного. Проверяют оплачен ли проезд специальными планшетничками.
Про выбивание. По новым правилам человек, вошедший в ОТ, автоматически считается вступившим в состояния договорных отношений с компанией перевозчиком (надеюсь я правильно по русски сформулировал), а значит неоплата - это невыполнение договора. То есть штраф приравнивается к долгу, за своевременное непогашения долга человек вносится в общелатвийский список должников (проблемы с получением кредита), штраф/долг возможно продать фирмам, которые занимаются получением долга.

А вот скажем в Лиепае (там один маршрут трамвая) не стали создавать контрольную систему, а сразу передали её функции в часную фирму. Подъезжает бусик с бойцами, всех резко проверяют, бизбелетников увозят для составления протокола (именно увозят в офис). Кстати, эффективно.
Последний раз редактировалось wuriks 14 ноя 2012, 23:28, всего редактировалось 4 раза.

wuriks
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 27 апр 2010, 13:40
Откуда: Латвия
Контактная информация:

Сообщение wuriks » 14 ноя 2012, 03:14

Про другие страны. Тут вообще что-то общее подводить бессмысленно. Я редко пользуюсь ОТ, но иногда бывает. Например в Чехии, в Пильзене, есть как и электронные валидаторы (но они там сложнее рижских, с монитором и кнопками выбора, то есть на карточку кладутся не поездки, а деньги), так и обычные талоны. На примерно 80% остановок талончик можно купить в раздолбанных автоматах.
А в метро Праги вообще нет турникетов, только компостеры на входе.
В Нюрнберге нам пришлось идти одну остановку, до следующей станции метро только потому, что на этой не было автомата с билетами. А кассиров там нет в принципе. Как и других людей. Вообще пустые станции с автоматами и камерами. И такими же составами метро - без водителей. Есть фотки, но для этого сайта неформат. А видео (где я на "месте водителя") тут не выложишь.
В Стокгольме пару раз ехал на метро и автобусе (так как был не по делам, то зараннее взял проездной на 24 часа и про оплату не заморачвался), но водитель автобуса на каждой остановке нажимает специальную кнопочку, поворачивается ко всем входящим, проверяет чего-то или продаёт билеты. Правдо это было лет 10 назад. Всё так неспеша, людей немного. Короче не для нас.
В каких то городах западной Европы брал машину на прокат, но для рассмотрения эти системы не подходят - там транспорт полупустой ходит.

Бараш Алексей
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 12:35
Откуда: Ленинград - Санкт-Петербург
Контактная информация:

Сообщение Бараш Алексей » 14 ноя 2012, 20:59

Александр, а какая альтернатива была предложена кондукторам, когда решили от них отказаться? Обязалось ли государство или биржа труда их трудоустроить?
Стремилось ли Ригас-Сатиксме найти части из них какую-либо другую должность?
Какой процент кондукторов был переведён в контролёры-ревизоры, и большая ли численность контролёров была ещё будучи параллельно с кондукторами?

Просто для СПб, и других городов России это будет скорее всего самый болезненный момент...

И ещё: сильно ли у вас тогда стали жаловаться водители (особенно трамваев) на то, что их обязали продавать пассажирам билеты, и стало труднее работать? Ведь когда стоишь на остановке на совмещённом полотне, и кому-нибудь надо продать билет, а ещё и уложиться в расписание...

wuriks
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 27 апр 2010, 13:40
Откуда: Латвия
Контактная информация:

Сообщение wuriks » 14 ноя 2012, 23:08

Бараш Алексей пишет:Александр, а какая альтернатива была предложена кондукторам, когда решили от них отказаться? Обязалось ли государство или биржа труда их трудоустроить?
Стремилось ли Ригас-Сатиксме найти части из них какую-либо другую должность?
Какой процент кондукторов был переведён в контролёры-ревизоры, и большая ли численность контролёров была ещё будучи параллельно с кондукторами?
По законам Латвийской Республики если кто-то сокращает людей, то обязан предложить все вакансии, которые есть и на которые человек может претендовать. По процентам сказать ничего не могу, но достаточно большая часть была пенсионеры, они просто ушли на пенсию. В связи со всем этим увеличился контрольный отдел, скольким-то было предложено перейти контролёрами. Остальным были предложены все имеющиеся вакантные должности (уборщицы, мойщицы транспорта). Помоложе и поумней бесплатно освоили профессию водителя транспорта. Те, кто всё таки лишился работы, ушли на биржу. Так как все налоги всегда платились, то какое то время люди получали пособие. Точнее сказать не могу, так как законы с тех пор менялись. Биржа занимаетя как трудоустройством, так и бесплатными курсами повышени квалификации или смены профессии.
Бараш Алексей пишет:И ещё: сильно ли у вас тогда стали жаловаться водители (особенно трамваев) на то, что их обязали продавать пассажирам билеты, и стало труднее работать? Ведь когда стоишь на остановке на совмещённом полотне, и кому-нибудь надо продать билет, а ещё и уложиться в расписание...
Что бы водители не ругались, им сделали доплату за продажу билетов. А что бы были и заинтересованы - проценты. Только я не в курсе - это одно и то же или две разные вещи. Ну и так как билет у водителя дороже, то сколько-то большая нагрузка стала только на 22 автобус (аэропорт), но это учтено в расписании.

Santehnik
Сообщения: 229
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 12:13
Откуда: Київ
Контактная информация:

Сообщение Santehnik » 15 ноя 2012, 00:22

В Киеве, пожалуй, самый пофигизм по Украине по части сбора денег. Как-то так исторически сложилось чтоли, но ни в одном другом городе Украины такого я не видел. У нас если кондуктор есть, то он или сидит вобще или просто ходит по салону и _просит_ хоть кого-то купить билет (очень часто когда из 50 пассажиров билет берет в лучшем случае десяток, у остальных "есть"). Причём если не хочеш платить то можно сказать "у меня есть/проездной" и зачастую (но не всегда, бывают вредные которым покажи, а самым вредным еще и на глазах прокомпосировать нужно... но таких очень мало) кондуктор идет себе дальше. Если кондуктора нету (а это бывает очень часто, есть даже целые маршруты где за последние пару лет никаких кондукторов небыло), то всем вобще пофиг что там у тебя с проездом. Конечно по вечерам бывает водитель запускает всех на 1 дверь и обилечивает, но такое делают либо чтобы не выдавать талон (и деньги в карман), либо просто из вредности.
Пока больше нигде такого пофигизма не видел вобще! В других городах блин не успел зайти, на тебя уже накидывается цербер с волчим взглядом будто ты ему жизнью обязан и стоит над душой требуя заплатить деньги. И не дай бог попробуеш схитрить!

С контролёрами тоже беда. Согласно действующих правил и законов, они имеют право только предложить оплатить штраф, а если ты не желаеш его платить, то просто выходиш на ближайшей остановке и всё. Главное не оказывать злостное сопротивление, и никаких законных оснований взыскать штраф у контролёров нету. Правда бывают и гопники среди контры, и с ними приходится немного воевать, но если грамотно пользоваться своими правами, то у них ничего не выйдет. Опытных зайцев никто не штрафует и "попался" это значит просто минут на 20 позже приедеш (так как прийдется сначала выйти на ближайшей остановке, а потом еще и пропустить следующий вагон, ибо контра пойдет в него).

Что касается самой системы, то тут примитив. В качестве проездного документа используется три вещи: проездные, талоны, льготные удостоверения (ща выдают какие-то соцкарты, но пока это не работает). Проездные и талоны можно купить в ларьках по городу. Талоны так-же продает водитель или кондуктор. При посадке нужно закомпосировать талон и ехать себе сколько хочется.
На СТ кондукторов нет совсем. На станциях стоят турникеты, на остановках стоят ларьки где можно купить билеты. Если посадка происходит на станции, то талон вставляется в турникет и на нём печатается дата и время, если на остановке то нужно в салоне трамвая пробить компостером.
На СТ-2 хотят ввести какие-то электронные компостеры, так как там пересадочные билеты на электричку будут использовать, и одну бумажку прийдется в двух местах компосировать. Но пока уже три недели прошло, а проезд всё еще бесплатный и неизвестно когда введут плату. Потому как это будет работать пока сложно сказать.

Есть реальные планы по введению турникетной системы аля МГТ (с улучшением, турникет планируется на первой и последней двери), причём даже турникеты купили. Но политическая ситуация (выборы часто, народ не поймет) + слабые позиции комунального НОТа пока не дают возможности ввести систему в строй.

wuriks
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 27 апр 2010, 13:40
Откуда: Латвия
Контактная информация:

Сообщение wuriks » 27 ноя 2012, 22:13

Сегодня решил проверить. Оказывается берут наши автоматы наличку опять. Был не в курсе.

Antons Fomiskins
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 12:13

Сообщение Antons Fomiskins » 28 ноя 2012, 04:17

Все?

Ответить